1) Минприроды России предложены правила разработки программы повышения экологической эффективности.

Проект Приказа Минприроды России «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности» устанавливает требования к составу программы повышения экологической эффективности (далее – программа), материалам ее обоснования и порядку ее разработки.

Согласно проекту, программа в обязательном порядке будет разрабатываться при невозможности соблюдения технологических нормативов, а также нормативов допустимых выбросов и (или) нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) на период поэтапного достижения указанных нормативов юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категории в ходе подготовки заявки на получение комплексного экологического разрешения (природопользователями).

Программа будет разрабатываться по результатам проведения сравнительного анализа применения на объекте НВОС, технологических процессов, оборудования, технических способов, методов наилучшим доступным технологиям, описанным в соответствующих информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям, а также сопоставления нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) с фактическими величинами выбросов указанных загрязняющих веществ, сбросов указанных загрязняющих веществ.

Предполагается, что проект вступит в силу с 1 января 2019 года.

2) Установлена возможность дифференциации нормативов накопления ТКО по видам и группам отходов.

Постановлением Правительства РФ от 15.09.2018 № 1094 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» ряд актов Правительства РФ приведен в соответствие с Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности, Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, дополнены положениями о возможности дифференциации нормативов накопления ТКО по видам и группам отходов, что позволит устанавливать нормативы накопления ТКО по тем видам и группам, которые установлены субъектами РФ для раздельного накопления, и, соответственно, устанавливать дифференцированные тарифы.

Порядок оплаты потребителями услуг регионального оператора и региональным оператором услуг операторов по обращению с ТКО, осуществляющими транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение ТКО, приведен в соответствие с общим подходом по оплате коммунальных услуг.

Вводится дополнительное основание лишения статуса регионального оператора по обращению с ТКО – нарушение условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению.

Уточняется порядок расчета средней плотности ТКО: допускается расчет исходя из фактических данных об объеме и массе принимаемых ТКО, а при отсутствии таких данных – исходя из установленных нормативов накопления ТКО.

3) Обновлены правила разработки, общественного обсуждения, утверждения и корректировки территориальных схем обращения с отходами, требования к составу и содержанию таких схем.

Постановление Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» опубликовано.

Новыми правилами помимо прочего:

  • закрепляется требование об утверждении территориальных схем уполномоченными органами субъектов РФ в соответствии с документами территориального планирования;
  • обновляются требования к содержанию территориальных схем, увеличивается количество разделов, включаемых в такие схемы;
  • устанавливаются требования к заполнению добавленных разделов территориальных схем.

Утратившим силу признается Постановление Правительства РФ от 16.03.2016 № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами».

4) Утвержден план мероприятий по реализации Основ государственной политики в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

Распоряжением Правительства РФ от 17.09.2018 № 1952-р утвержден план мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (далее – План).

План включает в себя мероприятия по последовательному снижению риска аварий на опасных производственных объектах, по совершенствованию подходов и методов государственного регулирования в этой области с учетом современных требований и условий.

В числе таких мероприятий, в частности:

  • утверждение федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также внесение изменений в нормативные акты в области промышленной безопасности (с учетом развития технологий и в целях устранения избыточных и дублирующих обязательных требований);
  • внесение изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части внедрения применения системы дистанционного контроля промышленной безопасности и создания системы государственного мониторинга в области промышленной безопасности;
  • разработка и утверждение типовых дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации или программ профессиональной переподготовки) в области промышленной безопасности;
  • развитие и внедрение информационных технологий, позволяющих осуществлять взаимодействие контрольно-надзорных органов с организациями, эксплуатирующими промышленные объекты, в целях обеспечения безопасности таких объектов;
  • подготовка актов, предусматривающих повышение роли института обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на таком объекте;
  • подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты в части совершенствования правовых механизмов ответственности за нарушение требований промышленной безопасности;
  • подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты в части установления правового статуса организаций научно-технической поддержки в области промышленной безопасности.

5) Установлена процедура оформления плановых (рейдовых) заданий на осмотр, обследование транспортных средств на соответствие требованиям в области транспортной безопасности, требования к содержанию таких заданий и оформлению результатов обследований.

Приказом Минтранса России от 24.07.2018 № 272 «Об утверждении Порядка оформления плановых (рейдовых) заданий на осмотр, обследование транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации на соответствие требованиям в области транспортной безопасности, содержание таких заданий, а также порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств», помимо прочего, определяется:

  • цель оформления плановых заданий на осмотр, обследование транспортных средств и их результатов;
  • круг должностных лиц, уполномоченных на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств;
  • требования к оформлению и содержанию плановых (рейдовых) заданий на осмотр, обследование транспортных средств;
  • требования к форме и содержанию акта о результатах плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств.

6) Минприроды России предлагает скорректировать правила внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Проектом постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255», в частности, устанавливается порядок внесения авансовых платежей в зависимости от выбранного природопользователем способа их внесения:

  • в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей к уплате за предыдущий год;
  • в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определена исходя из объема и (или) массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
  • в размере, равном части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объеме или массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода.

Кроме того, уточняются нормы по зачету затрат на реализацию мероприятий по обеспечению полезного использования попутного нефтяного газа.

Предполагается, что проект вступит в силу с 1 января 2019 года.

7) Определен перечень информации, содержащейся в электронном ПТС, предоставляемой оператору автоматизированной информационной системы ОСАГО.

В указанный перечень, в частности, включены:

  • информация об электронном ПТС (вид ЭПТС, номер, дата выдачи);
  • информация о ТС, самоходной машине или другой техники (VIN, марка, номер шасси (рамы), год изготовления и др.);
  • дополнительные сведения информационного характера (информация о собственнике ТС и информация о документе, удостоверяющим право собственности на ТС).

В постановлении правительства Российской Федерации от 27.09.2018 № 1139 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. № 567» указывается также, что предоставление оператору автоматизированной информационной системы информации из систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники осуществляется в соответствии с Порядком функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

8) Минприроды России предлагает актуализировать положения о нормативах допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные объекты.

Проектом Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183 и от 23 июля 2007 г. № 469» предусматривается в положениях о нормативах допустимых выбросов, временно разрешенных выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и о нормативах допустимых сбросов, временно разрешенных сбросах веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей отразить последние изменения законодательства об охране окружающей среды.

Проектом, в частности:

  • определяется круг лиц, на которых возложена обязанность по расчету нормативов выбросов (сбросов);
  • устанавливаются особенности расчета выбросов (сбросов) для объектов различных категорий;
  • регламентируется порядок утверждения методов разработки нормативов выбросов (сбросов) и органы, уполномоченные на их утверждение;
  • приводятся основания и порядок установления временно разрешенных нормативов;
  • определяются требования к содержанию формы заявки на установление временно разрешенных нормативов;
  • предусматриваются основания для выдачи разрешения на установление временно разрешенных нормативов и для отказа в выдаче указанного разрешения.

9) Работникам, имеющим трех и более малолетних детей, предоставлено право выбора времени отпуска.

Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей 262.2, согласно которой работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.

10) Минприроды России уточняются критерии категорирования некоторых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Проектом постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029» корректируются, в частности, правила категорирования:

  • объектов, на которых осуществляется деятельность по добыче полезных ископаемых;
  • объектов по производству электрической энергии, пара и горячей воды;
  • объектов по обращению с отходами;
  • производственных объектов;
  • объектов по переработке мясопродуктов и других объектов.

11) Утверждены правила по охране труда при выполнении работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту промышленного транспорта.

На официальном интернет-портале правовой информации 8 октября 2018 года опубликован приказ Минтруда России от 27.08.2018 № 553н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2018 № 52353).

Правила распространяются на напольный колесный промышленный транспорт (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки, вагонетки) и промышленного транспорта непрерывного действия (конвейеры всех типов, рольганги, транспортеры, трубопроводный транспорт и пневмотранспорт), используемых при осуществлении технологических транспортных операций внутри и между производственными подразделениями организации как в составе единого технологического комплекса, так и при их отдельном применении.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасную эксплуатацию промышленного транспорта и технологического оборудования и их содержание в исправном состоянии в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;
  • обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
  • контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.

Приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.