1) В России планируется ввести экологический налог.

Проект Федерального закона «О внесении изменений части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предлагает дополнить кодекс новой главой, регламентирующей взимание данного налога.

Согласно проекту, налогоплательщиками экологического налога будут являться организации и физлица, в том числе ИП, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Объект налогообложения – негативное воздействие на окружающую среду в результате:

  • выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включенных в перечень;
  • сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включенные в перечень;
  • образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

Не является объектом налогообложения:

  • негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней;
  • размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
  • накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов.

Налоговые ставки устанавливаются по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

Сумму налога необходимо будет определять самостоятельно по результатам налогового периода (календарного года) по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие.

В течение налогового периода налогоплательщики, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, будут уплачивать в бюджет авансовые платежи.

Экологический налог заменит собой поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В пояснительной записке к проекту сообщается, что анализ поступлений от данного неналогового платежа свидетельствует о низкой его эффективности, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов.

Указывается, что введение экологического налога обосновывается необходимостью финансового обеспечения деятельности Правительства РФ, связанной с проведением государственной политики в области экологии, направленной на обеспечение условий для реализации гражданами конституционного права на благоприятную окружающую среду.

В связи с законопроектом о введении экологического налога Минфин России разъясняет следующее:

  • экологический налог заменит собой экологический сбор, который в настоящее время уплачивается за негативное воздействие на окружающую среду. Это обусловлено тем, что при разработке новых подходов к регулированию неналоговых платежей было принято решение включить в Налоговый кодекс РФ платежи, близкие по своей природе к налогам и сборам;
  • при замене экологического сбора на экологический налог его ставка не изменится;
  • улучшение администрирования экологического сбора будет способствовать более качественному экологическому развитию, а также будет стимулировать бизнес к более бережному отношению к окружающей среде.

2) Признаются утратившими силу Правила установления нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы для абонентов организаций водоотведения.

Постановление Правительства РФ от 13.08.2018 № 934 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2019 года.

Указанные правила были утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 393.

Кроме того, утрачивает силу Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 № 317).

3) Минприроды России утверждена форма отчета о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2018 № 52042) установлено, что в форме указываются, в частности:

  • общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля;
  • результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества;
  • результаты производственного контроля в области обращения с отходами.

4) Установлен порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО и требования к его содержанию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» установлено, в частности, что места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Места (площадки) накопления ТКО создаются, как правило, органами местного самоуправления, путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования и требованиями законодательства РФ. В случае если обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки.

Реестр мест (площадок) накопления ТКО представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется уполномоченным органом на бумажном носителе и в электронном виде.

В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления ТКО такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в сети «Интернет», а при его отсутствии – на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта РФ, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО с региональным оператором. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.

5) Минпромторгом России разработаны требования к техническим средствам измерения, учета, фиксации показателей выбросов загрязняющих веществ.

Проект постановления Правительства РФ «О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» предусматривает, что автоматические средства измерений и учета должны обеспечивать:

  • измерение и передачу информации в технические средства фиксации и передачи информации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о показателях выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, усредненной за период 20 или 30 минут;
  • учет измеренных показателей выбросов (сбросов) загрязняющих веществ с сохранением результатов измерения в течение одного года;
  • достоверность и надежность измерений, предотвращение искажения результатов измерений и учета показателей;
  • работоспособность и целостность данных при сбоях в системе энергоснабжения, возникновении нештатных ситуаций, аварий, сбоях в технологическом процессе и т.п.

Средства измерений и измерительные каналы должны быть сертифицированы как средства измерений и иметь сертификаты измерительных каналов.

6) Минпромторгом России предложены правила создания и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ.

Проектом постановления Правительства РФ «Об утверждении правил создания и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ» устанавливаются:

  • требования к порядку функционирования систем автоматического контроля выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;
  • условия, при выполнении которых источники выбросов (сбросов) подлежат оснащению техническими средствами фиксации и передачи информации;
  • порядок определения исходных данных для оценки соответствия источников выбросов установленным требованиям;
  • перечень загрязняющих веществ и значения массовых выбросов, при которых выбросы загрязняющих веществ подлежат автоматическому контролю;
  • требования к местам установки систем автоматического контроля;
  • порядок составления и утверждения программы создания системы автоматического контроля;
  • требования к монтажу системы автоматического контроля;
  • порядок проведения приемки системы автоматического контроля;
  • требования к порядку обслуживания систем автоматического контроля.

В приложении приводится перечень веществ и значения массовых выбросов, при которых выбросы загрязняющих веществ подлежат автоматическому контролю.

7) Ростехнадзор планирует возложить на владельцев производственных объектов I и II классов опасности обязанность оснастить их системами дистанционного контроля промышленной безопасности.

Согласно проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» система дистанционного контроля промышленной безопасности представляет собой комплекс программных и программно-аппаратных средств, а также специализированных технических средств, обеспечивающих непрерывное получение, обработку и передачу в режиме реального времени информации о значениях параметров технологических процессов и процессов обеспечения функционирования опасного производственного объекта (далее – ОПО), определяющих его безопасность, о состоянии систем противоаварийной защиты и их срабатывании, состоянии технических устройств, а также о регистрации аварий и инцидентов на ОПО.

Оснащение ОПО I и II категорий опасности системами дистанционного контроля предлагается сделать обязательным с 1 января 2020 года. Для ОПО иных категорий оснащение системами дистанционного контроля будет добровольным.

Предлагается также установить, что с использованием систем дистанционного контроля контрольными органами будет осуществляться государственный мониторинг в области промышленной безопасности ОПО. Государственный мониторинг будет являться мероприятием по контролю, осуществляемым без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При выявлении в ходе мониторинга нарушений обязательных требований федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности объявляет гражданину, организации предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Кроме того, предлагается ввести с 1 января 2022 года новое основание проведения внеплановой проверки в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности – выявление при проведении государственного мониторинга в области промышленной безопасности фактов соответствия деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта, оснащенного системой дистанционного контроля промышленной безопасности, индикаторам риска нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

8) Обновлены требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

Приказом Ростехнадзора от 12.07.2018 № 298 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 июля 2013 г. № 306» (зарегистрировано в Минюсте России 03.09.2018 № 52050) в частности:

  • устанавливается однозначный запрет на разработку одного обоснования безопасности в отношении нескольких ОПО;
  • вводится требование об указании в обосновании безопасности сведений о членстве разработчика обоснования безопасности в СРО в области архитектурно-строительного планирования;
  • уточняется содержание раздела обоснования безопасности ОПО, посвященного условиям безопасной эксплуатации ОПО;
  • обновляется перечень оснований для внесения изменений в обоснование безопасности ОПО.

Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

9) Уточнен порядок осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций.

Постановлением Правительства РФ от 08.08.2018 № 927 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в частности, уточняется компетенция Минэкономразвития России в сфере контроля за деятельностью СРО кадастровых инженеров. Устанавливается, что к его полномочиям относится, помимо прочего, разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

Кроме того, в Положении о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций», устанавливается, что органами государственного надзора при проведении государственного надзора осуществляется, в том числе, наблюдение за соблюдением СРО обязательных требований при размещении ими информации в сети «Интернет», а также за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях СРО, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на них законодательством РФ.

Установлено также, что мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований проводятся контрольно-надзорными органами в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

10) «Режим самоинспектирования» работодателя на предмет соблюдения требований трудового законодательства должен стать ключевым аспектом в деятельности хозяйствующего субъекта.

Предложенные Минтрудом России изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда, обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве, развитие системы надзора за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В этой связи проектом федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)» предлагается новая редакция раздела X ТК РФ «Охрана труда».

Изменения, в числе прочего, предусматривают:

  • структурирование основных процедур управления охраной труда у работодателя с уточнением прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядка деятельности созданных у работодателя службы и комитета (комиссии) по охране труда при осуществлении управления охраной труда;
  • повышение уровня защиты прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления запрета на работу в опасных условиях труда;
  • внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда;
  • модернизацию существующего подхода в реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления средств индивидуальной защиты в зависимости от наименования профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника (списочный подход), к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов;
  • совершенствование процедуры расследования и учета несчастных случаев на производстве с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм).

Кроме того:

  • закрепляется право работодателя проводить самостоятельную оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самоконтроль), использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование обеспечивающее дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, а также обеспечивать хранение полученной информации, вести документооборот в области охраны труда в электронном виде;
  • устанавливается, что решения органов местного самоуправления о введении у работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и соответствующего территориального органа санитарно-эпидемиологического надзора;
  • уточняется порядок расторжения трудового договора в случае нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

11) О внесении изменений в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2018 № 1023 «О внесении изменений в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений» с 1 сентября 2018 года организации, осуществляющие деятельность по монтажу, демонтажу лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов, обязаны подавать уведомление о начале осуществления такой деятельности.

Уведомления о начале осуществления деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, подаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования».

Кроме того, уточнено, что заявитель, предполагающий выполнение работ и услуг по поддержанию внутридомового и/или внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям, представляет уведомление о начале деятельности в органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление государственного жилищного надзора.

12) Определены особенности проведения специальной оценки условий труда в организациях, эксплуатирующих радиационно-опасные и ядерно-опасные производства (объекты), и организациях промышленности боеприпасов и спецхимии.

Приказ Минтруда России от 28.06.2018 № 433н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, на которых непосредственно осуществляются разработка, изготовление, переработка, испытание, утилизация, межоперационное хранение взрывчатых веществ, инициирующих составов и продуктов, транспортирование (транспортировка), уничтожение боеприпасов и взрывчатых веществ, пиротехнических составов, порохов, ракетных топлив, средств инициирования и изделий на их основе, в организациях, эксплуатирующих радиационно-опасные и ядерно-опасные производства (объекты), и организациях промышленности боеприпасов и спецхимии» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2018 № 51858) раскрывает соответствующие особенности.

Особенности распространяются на рабочие места в организациях, допущенных к осуществлению деятельности по разработке, изготовлению, переработке, испытанию, утилизации, межоперационному хранению взрывчатых веществ, инициирующих составов и продуктов, транспортировке, уничтожению боеприпасов и взрывчатых веществ, пиротехнических составов, порохов, ракетных топлив, средств инициирования и изделий на их основе, за исключением рабочих мест работников радиационно опасных и ядерно опасных производств (объектов), занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений.

13) Определены организационные и технические требования к энергосистемам и их элементам.

Постановление Правительства РФ от 13.08.2018 № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Утвержденными Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем установлены, в частности:

  • порядок технологического функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;
  • порядок и условия обеспечения параллельной работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии в составе электроэнергетической системы (далее – энергосистема);
  • общие требования к планированию развития энергосистемы, планированию и управлению режимами работы энергосистем, организации и осуществлению оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и оперативно-технологического управления;
  • общие условия взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии в целях обеспечения надежности и устойчивости энергосистемы, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией;
  • общие системные требования к релейной защите и автоматике, линиям электропередачи, оборудованию электрических станций и сетей, электроустановкам потребителей электрической энергии как элементам энергосистемы, организации и осуществлению их эксплуатации, выполнение которых необходимо для обеспечения технологической совместимости указанных элементов энергосистемы, обеспечения надежности и устойчивости энергосистемы, обеспечения возможности надежной и безопасной работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок в ее составе.

Правила распространяются на:

  • субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, которые владеют на праве собственности или ином законном основании входящими в состав энергосистемы объектами электросетевого хозяйства классом напряжения 35 киловольт и выше (для объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, – независимо от класса напряжения таких объектов) и (или) объектами по производству электрической энергии (далее – владельцы объектов электроэнергетики);
  • потребителей электрической энергии, энергопринимающие установки которых подключены под действие противоаварийной автоматики и (или) включены в графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и мощности, и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими установками максимальной мощностью 5 мегаватт или более, изменение нагрузки энергопринимающих установок которых отнесено к объектам диспетчеризации субъекта оперативно-диспетчерского управления;
  • системного оператора и субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;
  • гарантирующих поставщиков, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, организации, осуществляющие экспортно-импортные операции по купле-продаже электрической энергии (мощности);
  • проектные организации.

В установленных Правилами случаях их действие распространяется и на иные субъекты электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

14) Установлен комплекс мер по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергетических систем и объектов электроэнергетики.

Приказ Минэнерго России от 12.07.2018 № 548 «Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Правила предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем и объектов электроэнергетики» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2018 № 51938).

Положения Правил распространяются на: системного оператора, иных субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных электроэнергетических системах; субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства, входящими в состав Единой энергетической системы России или технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем; потребителей электрической энергии, энергопринимающие установки которых подключены под действие противоаварийной автоматики и (или) включены в графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и мощности, и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими установками максимальной мощностью 5 МВт или более, изменение нагрузки энергопринимающих установок которых отнесено к объектам диспетчеризации субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Требования по ликвидации нарушений нормального режима в тепловой части объектов по производству электрической энергии, устанавливаемые правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и инструкциями по ликвидации нарушений в работе объектов по производству электрической энергии, утверждаемыми собственниками или иными законными владельцами таких объектов, не должны противоречить требованиям настоящих Правил и (или) препятствовать их выполнению.

Правилами установлены, в частности:

  • требования к инструкциям по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима;
  • механизмы предотвращения и ликвидации недопустимых отклонений частоты электрического тока;
  • перечень мер по предотвращению и ликвидации недопустимых отклонений напряжения;
  • механизмы предотвращения и ликвидации перегрузки линий электропередачи, электросетевого оборудования и контролируемых сечений;
  • порядок ликвидации нарушений нормального режима при отключении линий электропередачи;
  • порядок ликвидации неполнофазных, асинхронных режимов и режимов синхронных качаний в электрической сети;
  • механизмы восстановления нормального режима после разделения энергосистемы;
  • порядок ликвидации нарушений в главных схемах электрических станций и подстанций;
  • порядок действия по предотвращению и ликвидации нарушений в схемах собственных нужд подстанций и электрических станций;
  • перечень мер по предотвращению и ликвидации нарушений в электрических сетях напряжением 35 кВ и ниже;
  • особенности ликвидации нарушений нормального режима при отказах средств связи.

Приказ вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования.

15) Обновлены требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Приказ Минстроя России от 08.06.2018 № 341/пр «Об утверждении Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2018 № 51946) указывает, что в заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий включаются, в частности, сведения:

  • о заключении экспертизы и об организации, проводившей экспертизу;
  • сведения о документах, представленных на экспертизу;
  • описание рассмотренных материалов (документации);
  • выводы по результатам рассмотрения представленных материалов;
  • общие выводы по результатам экспертизы;
  • сведения о лицах, аттестованных на проведение экспертизы, подписавших заключение экспертизы.

Указывается, что требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения экспертизы устанавливаются в отношении следующих объектов экспертизы: результатов инженерных изысканий; проектной документации; проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Утратившим силу признается Приказ Минстроя России от 09.12.2015 № 887/пр «Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»

16) МЧС России в связи с обращениями граждан и организаций разъясняет ряд положений требований пожарной безопасности.

Информационное письмо МЧС России «О порядке применения отдельных требований нормативных документов по пожарной безопасности» указывает, что в соответствии с пунктом 4.3.3 свода правил СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» при дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную:

  • на половину ширины дверного полотна – при одностороннем расположении дверей;
  • на ширину дверного полотна – при двустороннем расположении дверей. Указанное требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку.

Одновременно сообщается, что ширина эвакуационного пути определяется в свету, по минимальному расстоянию между смежными дверными полотнами, расположенными в одном уровне, либо между дверным полотном и ограждающими конструкциями эвакуационных коридоров.

Также указывается, что в соответствии с пунктом 4.2.7 свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток в зданиях высотой более 15 м, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом.

При этом установка армированного стекла во всех дверях здания не требуется, а только в случаях, предусмотренных сводом правил, в том числе в дверях, ведущих на эвакуационную лестничную клетку. Кроме того, указанные двери могут быть глухими.

Двери, заполнение по проекту которых армированным стеклом не предусмотрено, устанавливать в указанном исполнении не требуется.

Также взамен армированного стекла допускается предусматривать и иные типы заполнения проемов, обеспечивающие в случае пожара травмобезопасность, в том числе отсутствие осколков при их разрушении, а также дымогазонепроницаемость.

17) Установлен порядок организации учета аттестованных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований МЧС России.

10.09.2018 на Официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ МЧС России от 12.03.2018 № 99 «Об утверждении Порядка регистрации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2018 № 52110).

Регистрация аварийно-спасательных формирований осуществляется на основании заявления, подаваемого в уполномоченный орган с приложением копии свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и паспорта аттестованной аварийно-спасательной службы (формирования).

Аварийно-спасательные формирования включаются в реестр, ведение которого осуществляется регистрирующим органом в электронном виде.

Указывается также, что документы для регистрации аварийно-спасательной службы (формирования) должны быть направлены в регистрирующий орган не позднее 1 месяца со дня аттестации, а срок регистрации аттестованной службы (формирования) не может превышать 30 рабочих дней со дня регистрации заявления.

В приложениях к Приказу приводятся формы заявления о регистрации аттестованной аварийно-спасательной службы (формирования) и паспорта аварийно-спасательной службы (формирования).

18) Уточнен порядок составления документа о произошедшем событии на транспорте для получения страхового возмещения по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Приказ Минтранса России от 24.07.2018 № 274 «О внесении изменений в Порядок и требования к оформлению документа о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах для получения страхового возмещения по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, утвержденный Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 декабря 2017 г. № 540 (Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2018 № 51913) утвердил соответствующие поправки.

Поправками в том числе предусмотрено, что документ о произошедшем событии:

  • составляется перевозчиком в отношении одного (каждого) потерпевшего в результате произошедшего события (ранее – в отношении нескольких (всех) потерпевших в результате произошедшего события или в отношении одного (каждого) потерпевшего в отдельности);
  • должен составляться перевозчиком в 3-х экземплярах, один из которых хранится у перевозчика, второй предоставляется потерпевшему (выгодоприобретателю) в течение 5 рабочих дней со дня его обращения к перевозчику, а третий направляется страховщику, заключившему договор обязательного страхования, если иное не установлено законодательством (ранее – в двух экземплярах, а именно для хранения у перевозчика и передачи страховщику).

19) Предусмотрена возможность получения специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства в электронном виде.

Приказ Минтранса России от 24.07.2018 № 269 «О внесении изменений в Порядок выдачи специальных разрешений на проезд крупногабаритных транспортных средств и (или) тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которых превышают более чем на два процента допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, в том числе по постоянным маршрутам, утвержденный приказом Минтранса России от 21 сентября 2016 г. № 272» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2018 № 51936.) установил соответствующие изменения.

Установлено, что в случае движения тяжеловесного транспортного средства с нагрузкой на ось или группу осей, превышающей допустимую нагрузку более чем на 2 процента, но не более чем на 10 процентов, по установленному постоянному маршруту специальное разрешение может быть выдано в виде электронного документа, подписанного УКЭП должностного лица уполномоченного органа.

Спецразрешение в электронном виде выдается на одну поездку сроком 1 месяц по определенному маршруту с грузом, имеющим одинаковые характеристики (наименование, габариты, масса), с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) – www.gosuslugi.ru. Спецразрешение, выданное в виде электронного документа, должно быть распечатано на бумажном носителе.

Уточнены в том числе процедуры согласования маршрута движения тяжеловесного транспортного средства, выдачи спецразрешения и основания для отказа в его выдаче.

20) Росархивом утверждена примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях.

Приказ Росархива от 11.04.2018 № 44 «Об утверждении Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.08.2018 № 51922) утвердил документ.

Инструкция разработана в целях совершенствования делопроизводства и повышения эффективности работы с документами путем регламентации на единой правовой и методической основе правил подготовки документов, технологий работы с ними, организации их текущего хранения и подготовки к передаче в архив организации.

Инструкция устанавливает требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в делопроизводстве государственных организаций, независимо от их организационно-правовой формы, целей и видов деятельности. Положения инструкции распространяются на организацию работы с организационно-распорядительными документами независимо от вида носителя, включая подготовку, регистрацию, учет и контроль исполнения документов, организацию их текущего хранения, осуществляемые с помощью информационно-коммуникационных технологий.

21) Росархивом утверждено примерное положение об архиве организации, выступающей источником комплектования государственных, муниципальных архивов.

Приказ Росархива от 11.04.2018 № 42 «Об утверждении примерного положения об архиве организации» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2018 N 51895) утвердил документ.

Согласно примерному положению архив организации создается на правах структурного подразделения, осуществляющего хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, документов временных (свыше 10 лет) сроков хранения, в том числе по личному составу, образовавшихся в деятельности организации, а также подготовку документов к передаче на постоянное хранение в государственный (муниципальный) архив, источником комплектования которого выступает организация.

Организации, выступающие источниками комплектования федеральных государственных архивов, согласовывают разрабатываемые ими положения об архивах организаций с федеральным государственным архивом; организации, выступающие источниками комплектования региональных государственных архивов, муниципальных архивов, – с региональным уполномоченным органом в сфере архивного дела или с государственным архивом субъекта РФ, муниципальным архивом в случае наделения их соответствующими полномочиями.

Архив организации хранит:

  • документы постоянного и временных (свыше 10 лет) сроков хранения, в том числе документы по личному составу, образовавшиеся в деятельности организации;
  • документы постоянного хранения и документы по личному составу фонда(ов) организаций – предшественников (при их наличии);
  • архивные фонды личного происхождения (при их наличии);
  • фонд пользования (архива) (при наличии);
  • справочно-поисковые средства к документам и учетные документы Архива организации.

Примерным положением определяются задачи и функции архива организации, а также его права. В частности, Архив организации имеет право в том числе принимать участие в заседаниях Центральной экспертно-проверочной комиссии при Росархиве, ЭПК архивного учреждения.